Развитие компетенций студентов как важный компонент новой образовательной модели дистанционного обучения ГЭИТИ в рамках цикла гуманитарных дисциплин
Татьяна Викторовна Никишина, преподаватель ГЭИТИ
Роль образования в современном обществе высока, как никогда. Особенно ценным является дистанционное образование, которое сочетает максимальную экономию времени студента, обеспечивая высокое качество обучения и стремительное развитие личности. Именно такое образование признается многими учеными как революционное (В. Орехов, Н. Розов, Е. Федорова и др.), как такое, которое имеет большие перспективы в будущем, особенно в условиях глобализации.
Конкурентоспособность на мировом рынке труда определяется профессиональной компетентностью, широким культурным и социальным кругозором, личными данными, что в большей степени формируется и развивается благодаря изучению цикла гуманитарных дисциплин.
Принятая программа гуманитаризации высшего образования играет важную роль в процессе подготовки современного специалиста-интеллигента, нравственного человека.
Гуманитарное знание – это, прежде всего, изучение человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности; понятие широкое, включающее в себя гуманитарные дисциплины.
Гуманитарные дисциплины в большинстве направлены на осознание студентом мотивации процесса обучения, на осознание себя и окружающего мира, а также на осознание взаимосвязи «Я» с окружающим миром.
По ходу обучения каждый преподаватель гуманитарных дисциплин знакомит студента с теми компетенциями, которые должны развиваться в ходе обучения, а уже преподаватель и сам студент устанавливает уровни выработанных навыков и компетенций.
Гуманитарное направление обширно, как по тематикам, там и по сферам, возможностям развития личности. Удивительным является сочетание точной, четкой системы компьютерной технологичности (информационных технологий), которые передают знание в его социально значимой сути, воспитывая гуманность, ценностную систему и развивая способность к творчеству, внимательность.
Гуманитарные дисциплины сегодня не только важны своим знанием, но еще более ценны для развития умений и навыков, а именно: помогают формировать и развивать способности к самоуправлению (в т.ч. саморазвитию), способности к эффективному поведению и способности к творчеству; незаменимы в развитии коммуникативных, общекультурных и профессиональных компетенций. Активно помогают развивать студентам самостоятельность, уверенность в своих силах, ответственность, умение доводить дело до конца.
Благодаря изучению цикла гуманитарных дисциплин в системе дистанционного образования ГЭИТИ (Гуманитарно-экономический и Информационно-технологический Институт) формируется ряд необходимых в будущем студенту компетенций («проявление умелого применения разных методов в решении проблемы на основе ценностей, способностей и знаний с учетом конкретной ситуации» [1]):
- общекультурная компетенция определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера;
- профессиональная компетенция характеризуется диапазоном профессиональных возможностей, совершенным владением инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности; включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
В цикле гуманитарных дисциплин особо существенным является формирование и развитие компетенции общекультурной направленности в сфере культурной деятельности, поскольку включают систему способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность (проявляются в познавательной, эмоционально-ценностной, операционно-поведенческой направленности личности (т.е. в осознании поля проблем, освоение культурно-образовательного пространства – способности к соучастию и сочувствию), способности к культурной деятельности, общению (содействие); а также компетенции в бытовой сфере (включают аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.).
Важными являются профессиональные компетенции, которые проявляются в творческом характере деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности. Профессиональные знания, умения, навыки и способности составляют основу для технологии достижения желаемых результатов работы, помогают объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи, планировать и эффективно осуществлять работу. Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовать психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов [5].
В процессе изучения точных наук ознакомление с гуманитарными предметами является особенно важной составляющей, поскольку формирует личностные и общекультурные качества студентов, образуя собой неразрывную связь:
- общекультурные и профессиональные компетенции помогают сформировать дисциплины: безопасность жизнедеятельности; русский язык и культура речи, деловое общение, психология делового общения, деловые коммуникации, иностранный язык; история, политология, право; психология, конфликтология; философия, культурология, социология; организационное поведение, теория организации и системный анализ, теория организаций, теория случайных процессови т.п.; концепции современного естествознания, человек и его потребности, экология.
- профессиональные компетенции помогают развивать дисциплины: финансы и кредит, бухгалтерия, экономика, маркетинг, менеджмент.
Есть статьи, в которых затронута тема причисления «социологии, культурной антропологии, политологии, права, политической экономии» к социальным наукам, но дано и опровержение, что все зависит от того, какой аспект проблемы мы в науке изучаем (ведь многие науки связаны между собой) [2]. В ГЭИТИ такие курсы имеют четко гуманитарную направленность.
Философия, психология и другие гуманитарные науки дают большую возможность для взаимодействия трех уровней в процессе общения преподавателя со студентами, когда вырабатывается мировоззрение, происходит воспитание и одновременно идет образовательный процесс. Такой синтез помогает студентам усваивать принципы культуры и нравственности, общечеловеческие ценности и экологическое мышление, и готовиться к тому, чтобы, будучи специалистом, понимать свои профессиональные задачи, прежде всего, как общечеловеческие.
Гуманитарные дисциплины (а особенно культура речи, история, политология, психология, конфликтология; философия, культурология, социология; концепции современного естествознания, экология) создает поле для достаточных возможностей для выполнения образовательных и воспитательных задач развития творческого и культурно-нравственного потенциала студентов. В частности, изучение понятий «человек», «человеческие качества», «личность», «культура», «логическое мышление», «моральный выбор», «общение», «гуманизм», «ценностная ориентация», «нравственность» и других ориентирует на общечеловеческие ценности и идеалы как на естественную основу профессиональной и социальной деятельности, на понимание необходимости впитывать культурно-нравственный опыт прошлых поколений, осознав себя частью цивилизации. В то же время для молодого студента важно осознать неповторимость своего «Я», свои возможности, уважать мнение других, знать основы межличностных отношений, основы теории управления, культуры речи, деловой этики и этикета.
Содержание философских дисциплин, педагогики, психологии помогает развитию конкретных нравственных деловых качеств, профессионального мышления с позиции нравственного смысла, потребностей общества и отдельного человека как хозяйственного субъекта, дает знания по психологии и нормам поведения и общения.
Направленность на гуманитарные и точные дисциплины играет огромную роль в развитии компетенций студентов ГЭИТИ, и еще большую – ориентированность образовательной модели и условия обучения студентов:
- изначально – студент принимается как личность, которой характерны свои суждения, точка зрения и свои таланты;
- отношения «преподаватель – студент» вышли на новый партнерский уровень; отсутствует навязывание взглядов и идей, нет морального и научного превосходства, не возникает «защитный барьер», а значит, у студентов есть возможность обучаться с удовольствием;
- ключевое место в ГЭИТИ занимает не учебный материал, а непосредственно преподаватель, обучающий студентов;
- студенты не ограничены в использовании только материалов ВУЗа, им даны списки лучших открытых ресурсов;
- знания проверяются не столько тестом, сколько в результате онлайн-синхронного общения с преподавателем;
- свободное использование системы информационных (электронные учебники в Wiki-среде), дистанционных технологий (особенно современных Интернет-технологий типа «Moodle», «Adobe Connect»), и современных образовательных технологий (личностно-ориентированного образования, проектных технологий, фреймового образования, модульно-рейтинговой технологии, технологии проблемного и групового обучения, модульно-контекстной технологии, технологии саморазвития и развивающего обучения, технологии “Создания ситуации успеха”, сугестивных технологий, технологии организации груповой деятельности, “кейс-метода”, исследовательского метода, метода “корабельного совета”, метода “проб и ошибок”, метода “маленьких человечков”, метода “оператора РВС (размер, время, стоимость)”; метода “портфель преподавателя”, “Эвристического диалога Сократа”, “Диалога Дон Кихота и Санчо”, “Совета пиратов”, “Колективной записной книжки Хейфиля”, “Мозговой атаки (брейнсторминга)”, “Прямой мозковой атаки”, “Обратной мозговой атаки”, “Метода письменной мозговой атаки”, “Синектики”, “интелект-карт”, технологий сворачивания текста (составление идеом, сенканов и т. п.), концепт-технологий, метода организующих понятий (по Ф.Ханзеру), метода ступеньчатого подхода к решению задач (по А.Фрейзеру), метода семикратного поиска Г.Буша, метода каталога Ф.Кунца, системы творчого поиска “Карус” (за О.Моляко), метода инверсологии (по А.Есаулову)), студенты имеют возможность развивать собственный потенциал, компетенции в зависимости от направленности обучения, профессионализм;
- студенты обучаются в среде постоянной фасилитации (поддержки преподавателей, кураторов, декана и технических служб);
- структура информационно-образовательной среды представлена следующими принципами: многокомпетентность, интегральность, адаптивность ;
- в процессе образовательного взаимодействия студентам обеспечивается гибкость, модульность, доступность, рентабельность, мобильность, охват, социальное равноправие, интернациональность [2];
- ведется систематическое постоянное оценивание качества деятельности высшего учебного заведения, его подразделений и преподавателей;
- основное внимание направлено на оценку уровня компетентности выпускника высшего учебного заведения.
Таким образом, видим, что сам процесс обучения, развития и воспитания личности студента базируется на гуманистических принципах с использованием личностно-ориентированного обучения. Так студенты могут понять и ощутить важность самих гуманитарных дисциплин уже на практике; понять, для чего необходимо учиться и чему необходимо научиться. Без воспитания нравственности и культуры личности настоящего творческого специалиста-профессионала и руководителя подготовить невозможно, а это воспитывается в процессе изучения гуманитарных наук.
Литература
- Гришина И. В. Профессиональная компетентность в управлении современным образованием // Управление образованием в условиях системных изменений. Материалы научно-практической конференции. Выпуск 1 / Отв. ред. И.В.Гришина, С.В.Кривых. – Спб.: НОУ ”Экспресс”, 2008. – 168 с. – С. 78 – 84.
- Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Багдасарьян Н. Г., Иванченко Г. В., Литвинцева А. В.и др.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — .4-е изд., испр.— М. : Высш. шк., 2002.— 511 с. // http://uchebnikfree.com/page/kulturologi/ist/ist-7--idz-ax249--nf-2.html
- РОЗОВ Н. С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. – № 10. – 2007. – C. 71-75 / http://www.ecsocman.edu.ru/data/733/635/1219/Rozov_9.pdf.Современные информационные технологии в образовании // http://charko.narod.ru/tekst/an5/2.html
- Федорова Е. Ф. Системное представление дистанционного образования // http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero5/fef.htm
- Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "Менеджмент". Квалификация "бакалавр" // http://ecsocman.edu.ru/text/33518406