Новое решение в высшем образовании
Дмитрий Штолин, руководитель направления развития веб-ресурсов
Личностное развитие – это сложный и непрерывный процесс, без которого невозможно профессиональное развитие. Для этого нужно чётко видеть цель и иметь желание и умение правильно планировать свое время. Зачастую теоретических знаний, полученных когда-то недостаточно, чтобы перейти на новый уровень развития, а желание идти и развиваться дальше огромно. Жизнь стихийна и необычайно стремительна: каждый день происходит что-то новое, изменяется привычное, вносятся коррективы в существующее. Важно идти «в ногу со временем». Обучение через интернет может быть решением этой проблемы. Студенту доступны актуальные на каждый день знания, и что немаловажно – удобно структурированные, дающие только нужную для освоения предмета информацию «без воды». С другой стороны, не нужно делать ничего нового – ездить на сессии, просиживать время на лекциях. Студент сам планирует график своего учебного процесса и делает все то же самое, что современный человек делает каждый день: смотрит видео, слушает аудио, читает полезную информацию, общается с людьми в Интернете. Только по окончании Вы получаете диплом о высшем профессиональном образовании, как подтверждение того, что Вы грамотный специалист, знающий как работать в современных условиях, что откроет новые горизонты в профессиональной карьере.
Небольшая статистика
Достаточно логично, что чем больше страна, тем сильнее ее население ощущает потребность в том, чтобы получить дистанционное образование через интернет. Это связано с большими расстояниями, а применительно к России, еще и локализацией ВУЗов в крупных городах. Но популярность именно дистанционного образования в России резко возросла в последние годы ещё и в связи с тем, что этот вид обучения является наиболее гибким, доступным и недорогим для всех слоев населения, а демографическая ситуация в стране сама по себе претерпевает серьёзные изменения.
Рис.1. Демографическая ситуация в России до 2017 г (по данным ГосКомСтата)
Люди стремятся учиться без отрыва от работы. В целом же, в среднесрочной перспективе на рынке прогнозируется увеличение спроса на высшее профессиональное образование на 50%. Спрос на образование будет расти не за счет выпускников школ, а за счет взрослых, работающих людей, которые стремятся получить реальные знания, которые пригодятся им в работе. В этой ситуации дистанционная форма обучения является отличным выходом из сложившегося положения.
На данный момент в США на дистанционной форме учится 50% от всех студентов. В России эта форма обучения появилась сравнительно недавно, но уже сейчас 18% студентов обучаются дистанционно. (Источник www.gks.ru). И с каждым годом, эта цифра возрастает на 23% в год (по данным Ambient Insight). Эти данные несомненно доказывают, что дистанционная форма обучения является перспективным, активно развивающимся видом образования.
Это нужно знать
Дистанционное обучение через интернет не только должно дополнять традиционное, но и в значительной мере изменить представление о нем. Стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.
В настоящее время более половины ВУЗов, как государственных, так и негосударственных заявляют, что они реализуют свои образовательные программы с применением дистанционных технологий. Большая часть данных программ использует традиционные каналы доставки информации (например, дорогие печатные носители, высылаемые по почте) или практически полностью оставляют студента один на один с книгой в электронном формате (что тоже не является эффективным образованием через интернет).
Многие ВУЗы предлагают высшее образование онлайн (т.е. дистанционное обучение), как довесок к целому спектру очных программ разного уровня и различных направлений. Не решив на чём же всё-таки остановиться и следуя традиционной логике, что в институте должно быть всё, эти ВУЗы запускают и программы среднего профессионального образования, и аспирантуру, и очные и дистанционные программы высшего профессионального образования по самым разным направлениям – от экономики до юриспруденции, от программирования до торгового дела. Причём, преподавателей, всю жизнь читавших в очной форме, срочно пытаются научить работать в интернет среде, а ведь это совсем другая методика преподавания и другой навык подачи материала (не в аудитории, а с помощью компьютера)! В итоге никто не остаётся доволен: ни студент, которому не дали качественного дистанционного образования; ни преподаватель, которого срочно пытаются «переделать» в «блоггера»; ни академическое сообщество, на плохом примере в очередной раз разочаровавшееся в дистанционном обучении.
Преподаватель на дистанционном обучении – это человек, который:
- передает студенту технологии эффективного обучения, навык самостоятельной работы с информацией, её поиска и обработки и адаптирует его к профессии в рамках программы подготовки в вузе.
- является исследователем в сети и продвинутым участником онлайн сообщества, где активно привлекает студентов к соревновательности, группирует их в тематических группах, активно взаимодействует со всеми участниками процесса
- при применении технологии электронного обучения использует подходы мотивации, не допускающие студенту остаться одному наедине с компьютером
- полностью организует и направляет процесс обучения студента
- регулярно актуализирует учебные материалы, учитывая мнения и пожелания студентов
- является экспертом, знатоком своей предметной области и наставником студента, дает профессиональные советы и ссылки на интернет ресурсы, которые помогут студенту глубже вникнуть в предмет
При этом в этом многообразии неудачных примеров, есть и исключения - ВУЗы, реализующие дистанционное заочное обучение через интернет на мировом уровне. Не на бумаге и не в форме деклараций на различных высокопарных мероприятиях, а на практике, предоставляя своим студентам – уже состоявшимся специалистам своего дела – возможность дальнейшего роста и карьерного развития через уникальные и интересные методики обучения.
В таких ВУЗах обучение на дистанте – это серьёзный образовательный процесс, в первую очередь построенный на работе Преподавателя (с большой буквы!)! На его общении со студентом. Только общении не в аудитории, а с помощью дистанционных средств связи в электронной среде обучения. Преподаватель в правильном интернет обучении всегда в центре «боевых действий»: он и направляет студентов, и организует их траекторию обучения, и актуализирует учебные материалы, принимая все замечания и пожелания студентов. Преподаватель является и экспертом (лидером дисциплины, знатоком предметной области) и наставником студента, дающим профессиональные советы и предоставляющим студентам ссылки на ресурсы в интернет, где студент может глубже вникнуть в изучаемую дисциплину.
Студент, таким образом, не приезжает в институт, но и не остаётся один на один с электронным учебником. Зачеты и экзамены студент сдает через интернет в режиме электронного тестирования или видеоконференции. Такое высшее образование через интернет – это достойное обучение при полной свободе действий. Все, что необходимо студенту, – это компьютер с доступом в Интернет и веб-камера для общения студента с институтом.
В Москве, с ее диким ритмом жизни и постоянной нехваткой времени, и в регионе, где всегда востребована квалифицированная подготовка специалиста, дистанционное образование для многих работающих людей иногда является единственной возможностью реально получить высшее образование.
Важно только правильно выбрать институт дистанционного обучения. Важно, чтобы это было действительно дистанционное образование со всеми его преимуществами, а не номинальное, как один из продуктов, обозначенных вскользь в рекламе учебного заведения. Студент должен контролировать процесс на каждом этапе интернет-обучения и быть его активным участником. Обучение не должно мешать привычному образу жизни, оно должно гармонично вписываться в него.